Новости

В охранном законодательстве грядут перемены
12 ноября 2015

Негосударственные охранные организации представляют собой в настоящее время социальную систему из более 23 тысяч юридических лиц, где трудится около 720 тысяч работников, имеющих квалификацию частного охранника. По оценкам экспертов, в этой области задействовано не менее 1,5 млн человек.

На утверждении находится Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Непосредственно к частной охранной деятельности относятся следующие планируемые изменения:


1. Перевод части государственных и муниципальных объектов под охрану ЧОО.

В условиях сокращения численности и финансирования органов внутренних дел, а также пересмотра перечней объектов, охраняемых, в том числе, полицией, остро встал вопрос обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан, снижения издержек государства на охрану государственных и муниципальных объектов.

Законопроектом устанавливается, что требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определяются Правительством России. Возможно введение таких требований, как оказание охранных услуг ЧОО не менее 5 лет, наличие действующих договоров в течение последнего года, не менее 50 частных охранников в штате, отсутствие грубых нарушений лицензионных требований за последний год и прочее. 

2. Исключение из полномочий полиции функции по приему квалификационного экзамена у граждан, претендующих на получение правового статуса частного охранника.

Как правило, прием квалификационного экзамена осуществляется на базе организаций, имеющих соответствующую материальную базу для подготовки охранников всех разрядов. Полномочия полиции (экзаменационных комиссий) в основном сводятся к утверждению результатов сдачи квалификационного экзамена.

3. Право ЧОО на оказание содействия полиции в обеспечении правопорядка предлагается изменить на обязанность оказания такого содействия.

На данный момент взаимодействие структур НСБ и ОВД реализуется через заключение соглашений о таком взаимодействии. Согласно официальной статистике МВД России по состоянию на первое полугодие 2015 года органами внутренних дел заключено 32,3 тысяч указанных соглашений. Частными охранниками задержано и передано сотрудникам полиции 87 тысяч правонарушителей, из которых 2,5 тысячи задержано по подозрению в совершении преступлений, а в ходе обеспечения контроля за территорией, прилегающей к охраняемому объекту, по подозрению в совершении преступлений задержано 5,9 тысячи человек. А установленное законом право не позволяет ЧОО оказывать должное содействие правоохранительным органом в пресечении правонарушений и преступлений. Законопроект позволит полноценно привлекать ЧОО к оказанию содействия правоохранительным органам, а также распространит зону ответственности ЧОО по оказанию содействия по обеспечению правопорядка не только на общественные места и места с массовым пребыванием людей, но и на места оказания охранных услуг и прилегающих к ним территорий.

4. Введение в Закон новой категории работников «контролер-наблюдатель».

Под этим понимается работник ЧОО, не обладающий правовым статусом частного охранника, но прошедший подготовку по профессиональной программе обучения контролеров-наблюдателей. Его функциональные обязанности связаны с осуществлением визуального контроля (наблюдения), в том числе с использованием технических средств охраны, за лицами, находящимися на объекте охраны и прилегающей территории. В случае усмотрения замысла к совершению противоправных действий, обязанностью контролера-наблюдателя будет незамедлительная передача информации для немедленного реагирования уполномоченным частным охранникам либо сотрудникам полиции.

5. Исключение обязанности наличия удостоверения частного охранника у руководителя ЧОО.

Сегодня руководитель вынужден проходить профессиональную подготовку, сдавать квалификационный экзамен и проходить периодические проверки наравне с частными охранниками, что противоречит не только его статусу, но и положениям Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», указывающих на отличие профессиональной подготовки руководителей ЧОО от обучения частных детективов и частных охранников.

6. Раскрыть понятие «технические средства охраны».

Это позволит включить в него всю совокупность аппаратных и (или) программных средств, обеспечивающих контроль, сохранность и безопасность объектов и (или) имущества на объектах.

Данные изменения направлены на совершенствование охранного законодательства, оптимизацию деятельности ОВД. Но в то же время они порождают много вопросов и спорных моментов, ведь не все пункты достаточно обоснованы, не все риски и последствия принятия изменений просчитаны. Они не только устраняют существующие в законодательстве противоречия, но и порождают новые. Возможно, данные изменения будут еще дорабатываться. Ждем принятия Закона.

 (При использовании материалов журнала "Мир Безопасности", выпуск 263)